masm писал(а):
Я явно опоздал к празднику, но выскажу несколько мыслей.
Как мне кажется, все сильно увлеклись масштабированием своего личного опыта и своих пристрастий. Чемпион этого движения, понятное дело, Teneton, но и остальные не отстают. Мы говорим о том, что в музыке нет громких имен и приводим в качестве эталона кумиров нашего отрочества: Нирвана, Металлика, Кино. То, что в дискуссии, в основном, участвуют люди возраста 35-45, фактически принадлежащие одному поколению, только усиливает этот групповой эффект, дескать, все согласны с исходным тезисом: после Земфиры и МТ ничего больше не было.
Вот, что я знаю, о своих музыкальных пристрастиях. Абсолютное большинство коллективов, которые я люблю и слушаю и по сей день, я начал слушать в старшей школе и университете. В это время фактически формируется личность человека, его взгляды и пристрастия, когда человек впервые испытывает многие чувства и эмоции. И дело даже не в том, что после этого мы перестаем искать и залипаем на старом. Даже если продолжать искать, то новое уже так сильно не цепляет. Не потому, что все это уже где-то было в музыкальном плане, а, скорее, потому, что спектр эмоций после 25 становится менее ярким. Я вот сейчас специально посмотрел на полки. Не со времен школы/университета я стал слушать только Amy Winehouse, Morrissey и Porcupine Tree из западной музыки; из российской сходу в голову приходят Курара и Петр Налич, но мог и забыть кого-то. У тех, чья личность формировалась десятью, пятнадцатью и двадцатью годами позже, думаю, список пристрастий будет совершенно отличным от моего. И это нормально. Поэтому мерять качество их музыки своими лекалами с моей стороны будет просто глупо. Равно как если бы ко мне в 20 лет подошел дядя и сказал, что ваши Земфира и Нирвана это говно, а вот Deep Purple это настоящая музыка, я бы только сочувственно улыбнулся.
Если конкретнее говорить про молодежь на большой сцене. В Беларуси есть исполнитель Макс Корж. Он уже два раза собирал Минск-Арену - топ площадку на 20 000 человек. Ее же собирают Rammstein, Depeche Mode, Земфира, Океан Эльзы, Ленинград, Brutto, Баста. Уже Moby, Garbage, Сплин, Алиса выступают на площадках гораздо меньшего размера (2000-4000). Кто из вас знает Макса Коржа? А даже если и послушаете, скорее всего скажете, что это какая-то подростковая ерунда, как Imagine Dragons. Но дело в том, что мы с вами просто из другого поколения. Макс поет не для нас, а для тех, кто нас на 20 лет моложе. Можно было бы списать все это на локальную популярность Макса на Родине, но, насколько я знаю, площадки такого размера он собирает не только в Беларуси. И я уверен, таких имен есть в количестве - молодежь ходит на их концерты тысячами, а старички продолжают крутить свой Невермайд. У некоторых даже кассетный ренессанс случился на ностальгической волне по ушедшему детству.
Кстати, представил, с каким ужасом поколение 70-х вступало в 80-е. Они еще помнят как каждый год появлялись альбомы от Deep Purple, Led Zeppelin, Queen, Black Sabbath, The Who, The Rolling Stones. Помнят восхождение арт/прогрессив сцены. Помнят, как непродолжительно, но ярко горели звезды Velvet Underground, The Doors и Джими Хендрикса. А тут сначала эти панки со своей антимузыкой. А потом и вовсе примитивизм и синти-хрень для девочек: Police, Duran Duran, Depeche Mode. И даже заслуженные коллективы вроде Genesis и Дэвида Боуи ушли от своих канонов и вместо Supper's Ready внезапно запели Illegal Allien. Да что там Genesis, даже King Crimson в начале 80-х заиграл нью-вэйв. Признавало ли тогда поколение 70-х все эти начинания за новую яркую страницу в музыке? Сомневаюсь. А теперь у кого хватит смелости сказать, что 80-е это период деградации музыки?
Короче, не драматизируйте, все нормально.
Подпишусь практически под каждым словом Максима. В определенный отрезок жизни я сам находился в плену иллюзий, что рок-музыка измельчала и движется не в том направлении. (А в каком направлении ей надлежало двигаться, я то уж знал, конечно, наверняка!). А потом пришло неизбежное прозрение. Уверен, оно придёт в своё время к каждому, вопрос только в том, хватит ли смелости принять это новое знание, как должное. У меня хватило. Это совсем не значит, что я стал больше любить новую музыку. Этого не требуется. Достаточно понимания, почему именно так всё происходит (и происходило во все времена). Иногда ловлю себя на противоречиях, поэтому, не скажу, что полностью избавился от возникающих глюков брюзжания. Но научился их распознавать и в достаточной степени управлять ими.
Ниже засвидетельствую момент, когда со мной случился, надеюсь безвозвратный, перелом сознания. Произошло это ровно пять лет назад, когда я написал рецензию на вышедший тогда альбом молодой киевской группы «Антитіла». В тексте присутствуют упоминания актуальных в то время политических событий, но я не могу их отделить, поэтому сохранил всё без купюр. Надеюсь, это никак не повлияет на ход дискуссии. В случае, если будут замечания, готов безоговорочно текст удалить.
АНТИТІЛА "Над полюсами" (2013, COMP Music)
Наконец-то, выкроил время от страстей Майдана, и начал слушать. Где-то в середине альбома поймал себя на мысли, что совсем не воспринимаю материал. «Як ангели» - безусловный хит, и не случайно, что именно эта песня стала видеороликом и была выбрана для раскрутки альбома. Как-то странно, но все наиболее удачные композиции (на мой взгляд, конечно же) сосредоточены во второй половине диска. Среди них – совместная запись с группой ТАБУЛА РАСА «Полинезийская зима». Опять таки, сугубо субъективно, но кажется, что весь современный рок-мейнстрим оказался в ловушке придуманного им же формата. Плотный, стерильный саунд, в котором аккумулируется общая энергия, но как бы наложено табу на импровизацию, на выход «за флажки». Именно импровизации, индивидуального мышления музыкантов мне больше всего не хватает в этой музыке. Всё правильно, точно, но предсказуемо. И АНТИТІЛА только кирпичик в этом холодном фундаменте, подчинённый общим негласным правилам. Поэтому, иногда интонации кажутся очень знакомыми. Здесь, понятно, и ОКЕАН ЕЛЬЗИ, и СПЛИН («Тебе, моя невеста»), и КИНО+МУМИЙ ТРОЛЛЬ («І всю ніч»). Уверен, что происходит это именно из-за ограниченности форматом выбора. Правда, есть для меня совсем необъяснимое: последний трек «Їдем-їдем» - это уже прямая аналогия с песней В.Кузьмина «Небеса» 2001 года. Всё-таки, надеюсь, это случилось подсознательно.
Но, в общем, я хотел совсем о другом. Переломным моментом, который и заставил меня написать эти строки, стал идейный посыл песни «Новини на завтра».
У меня перед глазами вдруг возникла чёткая картинка Майдана, где я провёл несколько дней. Среди многих лиц я видел лица и горящие верой глаза студентов, просто молодых людей.
Я тогда впервые по-настоящему почувствовал и осознал, что пришло новое поколение. И оно ничуть не хуже моего, а следуя законам прогресса, наверное – лучше. И эта революция – это не только моё дело, а уже и их, и даже – в первую очередь. «Они свободны от изнуряющей мантры "Второй Майдан невозможен". Потому, что для них он — Первый» - очень точное наблюдение журналиста С.Рахманина.
И вот после всего этого подумал:
а почему это я вдруг решил, что АНТИТІЛА создавали альбом для меня? Они написали новые песни для своего поколения. У которого, да, саунд другой, а также и ощущения, и настроение, и многое другое - другое. Это же так естественно и просто! А если мне «чего-то там не хватает», то это, скорее всего, мои проблемы. Потому-то «мои» песни и во второй половине диска. И тогда я поставил альбом «Над полюсами» по-новой, и насколько смог – посмотрел на него другими глазами, своими, но как бы двадцать лет назад. И всё стало на свои места.