b2zer писал(а):
Очень странная штука сегодня случилась. Давно уже слушаю русский рок как, что-то давно знакомое и теплое, не вдаваясь в детали. И если текст в некоторой степени метафоричен, то таким он в моей голове и остается, особенно если фонетически все гладко и красиво. Раньше, помню, мы сидели и гадали в школе, что имел ввиду Шевчук или Кормильцев, но с тех пор и к настоящему моменту их тексты просто сидят в голове и ни к чему не обязывают. И вот я сижу, читаю какие-то новости, а в голове сама собой заиграла Я получил эту роль. И в какой-то момент я покрываюсь мурашками, и песня пронзает насквозь. Не веря себе я проигрываю всю песню в голове, а потом просто открываю текст и читаю без какой-либо музыки. Каждая строчка, каждое слово - как никогда актуальны сегодня, везде стопроцентное попадание. Даже предлоги там делают свое дело. Не знаю даже как это все выразить, но это очень крутое чувство. Последний раз у меня такое было со Сладко петь и Вымыты дождем Ревякина. Удивительно, что песни, написанные в конце 80х, невероятно точны сейчас, каждой строчкой. Да что там конец 80х, насколько точен был Высоцкий. Не может же быть столько провидцев разом. Скорее всего просто ничего не изменилось с тех пор. И не изменится.
Я ровно за пару страниц до этого сообщения об этом же феномене вневременной актуальности и написал в этой же ветке:
viewtopic.php?f=168&t=1303&start=3110#p105105Суть, разумеется, не в том, что сами эти песни самостоятельная серьёзная поэзия, это не так. Тут другое, при определённом авторском уровне (он, наверное, и называется талантом) и владении языком человек умеет "снять" эмоциональное восприятие общества и точно его передать в песенных текстах. Причём без каких-то базовых знаний, ладно Шевчук начитанный и эрудированный мужик, но вот например Егор Летов в социологии и истории довольно-таки плавал, имел о них смутное представление, а тем не менее текстами всё описал круче специалистов, хотя ему было что-то там 19 лет.
Например, профессор истории из МГУ или РГГУ может на основании своих знаний сообщить: "знаете ребята, это всё было в истории неоднократно и 86% всегда одобряли всё, хоть и в Германии при Гитлере с Геббельсом, я вам статистику из архивных документов накидаю".
Автор художественных произведений по-другому работает, "мы все выделяем слюну как собаки Павлова" или " не веря в уже устаревших богов - сыновья пропивают награды примерных отцов", основано не на аналитике ситуации, а повседневных ощущениях. Но при хорошем уровне автора складывается в запоминающийся художественный образ.
Ревякин относительно того же Летова или Шевчука вообще всегда тексты писал именно с этой, "эмоциональной" стороны, у него не было явной привязки. Но "В тот год без волокит младенца уста запечатал кольт. Пропетый висельник скользил каланчей по широкой реке. Округи щерились ордой-саранчей по грудь в грехе." - хотя внешне, со "стороны", это набор слов, но читается однозначно и передаёт восприятие, оставляя гнетущее впечатление об описываемом ( в этот ряд играет всё, например "щерились", а не "скалились").
Минус этой ситуации - как правило, рано или поздно автор эмоционально всегда "перегорает", проходит свой творческий пик, удачных образов становится меньше вплоть до нуля. Написание песенных текстов - это же не научная работа, опыт не растёт, он больше в минус. Но сильные произведения остаются действительно актуальными на много лет.