СВ и Владимир Румянцев «Капли в ладони» (2017, RDM) Каждый раз, критикуя чей-то альбом, испытываю определенное смятение. Музыканты отдали только им известно сколько сил, энергии и времени, а потом кто-то, вроде меня, зевая на диване, с недовольным видом резюмирует приговор. С другой стороны, ещё Борис Борисович Гребенщиков однажды заметил, что право на оценку получает каждый после первой тысячи прослушанных пластинок. То есть, лично я уже заслужил такое право, как минимум, трижды. Ещё можно было просто промолчать, но здесь не тот случай. Новый альбом записала группа СВ, а группа СВ (после МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и АКВАРИУМА), пожалуй, самый любимый и значимый для меня коллектив русскоязычного рока. Потому, сделать вид, что не заметил, было бы неискренне. Но как говорил в «Обыкновенном чуде» Охотник: «Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали, мерзавец!». Попробую воспользоваться этим советом.
Каждый из восьми альбомов, изданных в 1994 в рамках «Коллекции СВ», самодостаточная жемчужина, а «Московское время», не устану утверждать – уникальный шедевр, не оценённый пока по достоинству, к большому сожалению. Последующий альянс с Н.Бокаревым и проекты с А.Лерманом гармонично продолжили творческие поиски. Каждая новая работа отличалась от предыдущих, и по концепции, и по составу музыкантов, но всякий раз достигался максимальный результат. Двигателем коллектива стал тандем Александра Чиненкова и Вадима Голутвина, заметьте – просто музыкантов, а не фронтменов, вокруг которых, как правило, всё вертится в других группах. Именно они, единственные неизменные участники всех проектов СВ, сформировали её узнаваемый музыкальный почерк. Потому, никаких противоречий в том, что именно они сегодня и составляют минимальный формат группы. Для полноценной концертной деятельности этого маловато, но для качественной студийной работы вполне достаточно. Неизменно высокий уровень текстов объединял вокруг группы почитателей интеллектуального рока. Среди авторов, как участники СВ – А.Романов и А.Бутузов, так и литературные классики – Ю.Левитанский, Г.Поженян, А.Тарковский. Именно такого уровня поэзии мне и не хватает в работах текущего десятилетия: ни в «Московском стёбе» с С.Фокиным, ни в альбомах с В.Румянцевым. Ладно, ещё в «Казачьих балладах», где уже в названии обозначен жанр с изначально иной спецификой и задачей. Но вот выходит пластинка «Капли в ладони», уже без каких-либо жанровых скидок, полноценный блюз-рок. Но тексты... Когда песни с подобной олдово-хипповой тематикой исполняет УМКА и БРОНЕВИЧОК – это органично. Я это и понимаю, и принимаю. Здесь же всё непривычно режет слух. Например, замечательная по замыслу композиция «Некогда нам» в момент разрушается неуместным сленгом «бабло и понты». Или «Болото» - совсем уже отдельная история. Политические предпочтения сразу оставляю за скобками, это личный выбор каждого. Но лексика самой песни – будто со страниц жёлтой прессы, или из комментариев определённого сорта пабликов. Используется словесный жаргон, который в приличном месте и не воспроизвести. Эффект неловкости, как от песен СЕКТОРА ГАЗА. И это после Бутузова и Левитанского? Я не могу в это поверить! Может, я чего-то не понял, и музыканты просто хулиганят, иронизируют? Но нет, наоборот, в разных местах альбома меня на полном серьезе и даже с некоторым пафосом как бы пытаются убедить, что раньше и деревья были выше, и трава зеленее. С чем я тоже не могу согласиться.
|