Камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема п/у Бориса Фрумкина «Двенадцать месяцев» (2017, Мелодия) В апреле прошлого года в Театральном зале Московского международного Дома музыки Борис Фрумкин представил слушателям свою сюиту «Двенадцать месяцев» в исполнении оркестра им. О.Лундстрема, который он возглавляет в последнее время. Именно эта премьерная концертная запись и издана фирмой «Мелодия». Это не первый опыт сотрудничества оркестра с фирмой грамзаписи. Несколько лет назад вышел студийный альбом «Самарская ярмарка», демонстрирующий, что собой представляет коллектив в данном формате. Работа достаточно интересная, но меня не покидало ощущение, что музыканты стали заложниками бренда. С одной стороны, это логично: если уже появилось решение сохранить легендарный коллектив под именем Лундстрема, то должны быть сохранены и его традиции, узнаваемость. С другой стороны, Б.Фрумкин – достаточно самостоятельный композитор и музыкант, ему тесны какие-либо рамки. Достаточно послушать его концертный дуэт с голландским контрабасистом Мариусом Бетцем на альбоме «Secret Love», опубликованном в 2007 году (тоже, кстати, фирмой «Мелодия»), чтобы оценить степень импровизационной свободы, которой обладает Фрумкин. Да, в общем, это просматривалось и раньше, во времена участия музыканта в известном ансамбле МЕЛОДИЯ. Проследите внимательно хотя бы его фортепианные партии в знаменитой сессии ансамбля с Владимиром Высоцким. И это в песенном жанре, что говорить о джазовых формах! Весьма закономерно, что после ухода Г.Гараняна из МЕЛОДИИ, именно Б.Фрумкин возглавил коллектив и достойно продолжал его историю. Приступая к прослушиванию «Двенадцати месяцев», опасался обнаружить современный симфо-джаз, который часто грешит помпезностью. Сюитная форма произведения располагает к этому, хотя вывеска оркестра и обозначает, что он «камерный». Опасение рассеялись сразу же. Кроме этого, оказалось, что части сюиты это не совсем иллюстрации соответствующих настроений, музыкальные интонации которых удачно найдены ещё Вивальди и Чайковским. Борис Фрумкин пошёл не банальным, хотя и довольно простым путём: у него ассоциации каждого месяца не столько с атмосферно-временными особенностями, сколько с личными переживаниями каких-то эпизодов жизни. Это определило свободу в музыкальном решении каждой части, и сюиты в целом. А удачно найденный баланс аранжировок позволил в достаточной мере продемонстрировать индивидуальность Б.Фрумкина, и в то же время не ущемить лундстремовские традиции оркестра.
|