ДДТ.
В общем, решил себе устроить обратную ретроспективу, и плавно послушал все в обратном порядке от Метели Августа до Я получил эту Роль свежими ушами. И сказать тут можно многое. Если абстрактно, то я стал как-то иначе относиться к лирике Шевчука. Раньше мне многое резало слух и казалось нелогичным. Я к каждой песне отношусь как истории, поэтому мне важно найти логику. Вот, допустим, если взять БГ или Васильева, то ты слушаешь, и там эти все образы многоступенчатые, красивые и поэтичные. И ты думаешь - хорошо, но пока непонятно, надо подумать. И как-то анализируешь и понимаешь, что все там отлично поддается логике и объясняется, скажем так, при отсутствии какой-то специальной подготовки. И поэтому теперь мне кажется, что несмотря на то, что принято считать, что там смысл, возможно, там как раз преобладает именно форма, чтобы у тех, кто заточен на смысл триггеровалось все нормально. Когда же слушаешь вдумчиво Шевчука, логика может отступать. Ты слушаешь и понимаешь, что у тебя нет точек от которых ты можешь оттолкнуться в своем анализе, и в ближайшие годы не будет, и поэзия эта кажется не графоманией даже, а чем-то таким максимально топорным. Но по итогу выходит, что там работает каждый союзик. И ты уже просто знаешь, что вот оно должно быть так!
А предметно если, то зря ЮЮ открещивается от старых песен. Но хотя бы играет Я получил эту роль. Глубокая вещь, каждая строка которой работает прямо сейчас. И это ужасно, потому что действительность не должна быть такой, чтоб эта песня была актуальна. Но любопытно подмечать еще какие-то детальки. Например, Мальчик слепой. Я только сейчас понял, что
Мальчик слепой, в розовой курточке, В синих штанишках, медноволосый. В белом вагоне цветной электрички
это такой очень жирный намек на триколор. И вся песня вообще по-другому слушается.
Или вот Актриса Весна. Много раз читал, что это песня про Эльмиру. Возможно, из-за оформления одноименного альбома. Но песня-то раньше была. И была в Пластуне - альбоме с сугубо гражданской лирикой. Для меня вдруг стало очевидно, что песня как раз в выдержана в тематике альбома, центральная песня которого Предчувствие гражданской войны.
Овации улиц раскрасили город священным зеленым. - это ведь все про то же!
или
И, крестясь, отпевает семьдесят третий театральный сезон.
Несложно посчитать, что 1917 + 73 = 1990 - год альбома и вообще всех этих событий.
И таких деталей очень много. Сильная лирика, которая раньше слушалась как-то постольку поскольку. Сам альбом я целиком послушал спустя много лет, и по музыке он прекрасен, конечно. Я только сейчас понял, что Змей Петров - это такой закос под ска, после этого я хотя бы смог эту песню дослушать ))) ну и там много цитат, с учетом ограниченных фонотек музыкантов легко считываются всевозможные кусочки Yes и ПФ в песнях, максимально от этого далеких))) И так в каждом альбоме - что тогда звучало в мире, то и можно найти на альбоме.
Невероятно хорошо слышно, как же все-таки плох альбом Любовь. В том смысле, что американский продюсер столкнулся с российской действительностью. Они-то привыкли выбирать 10 песен из ста, а ему привезли всего десять. Это вообще одно из фундаментальных отличий нашего рока от западного, потому что там народ собирает песни как конструктор и не парится, а у нас тут все важно и все по делу, все уже в голове звучит.
Сорри за много букв, захотелось поделиться очередным открытием Америки. Не удивлюсь, если потом переосмыслю и все свежие опусы Шевчука.
|