Я задумался над экономическими и социальными аспектами рынка CD: кто сейчас вообще покупает музыкальные диски в России, кто регулярно "делает кассу" по валу продаж? Слушатели фм-радио и продвинутый люд с флэшками и интернетами (кроме коллекционеров) в исследуемую группу не входят, т.к. не покупают. По результатам множество этих людей делится на две неравные части: первые при покупке CD знают, что покупают частицу чего-то вечного, для вторых же музыка и её носитель - всего лишь один из расходников для жизни. С первыми всё понятно; вторых существенно больше, они пока дают основную выручку, но не заинтересованы в развитии рынка CD, им важно чтоб дёшево и сердито. Отсюда и нереальное количество сборников блатнячка под коньячок и фальшивых страданий для разведёнок (а "вашъ джазъ намъ чуждъ"). Очевидно, что данные личности скорее всего не входят в круг близких знакомых меломана и коллекционера. Почему же эти люди до сих пор выкладывают рубли за устаревший и неактуальный товар? Потому что фм-вещанием покрыты лишь области вокруг относительно крупных городов, а страна огромна и в ней есть дороги. Загляните при случае в кабину фуры, которая ездит на севера и в зауралье, там иногда бывают коллекции CD и DVD штук по пятьсот. В любом мало-мальски оживлённом пункте на трассе продаются сборники с мерзким оформлением, причём "новинки жанра" появляются достаточно оперативно. Я общался с северными водилами, обычный сюжет: неделю едешь по белому полю, кругом пятьсот, радио ловит только чушь по ДВ, за спиной у тебя гора музыки, которую уже не можешь слушать, ибо выучил наизусть за предыдущие рейсы. На ближайшей точке отстоя покупаешь пяток танцевальных сборников, пару шансонных и все альбомы любимых в юности ледзепов в mp3. Вообще, дальнобои бывают довольно продвинутые в музыке ребята, так как покупают по принципу "это я ещё не слушал". Из знакомых примеров: пацан, слушавший раньше только клубную электронику, проведя год за рулём фуры подошёл в офисе и попросил записать на диски всего Башлачёва, он купил сборник из "Новой коллекции", врубился, но не смог найти в продаже других изданий. Дядьки в годах, не причисляющие себя к интеллигенции, кроме шансона охотно покупают российские издания зарубежного рока, потому что сами не могут скачать-записать, а детям как обычно некогда помочь, это всё реальные случаи и их много. Флэшки это всё, конечно, да, но только у человека на трассе магнитола хорошо если мп3 диски играет в хозяйской машине, не говоря уже о USB. Да и задержится там эта флэшка ровно до следующей бригады, а с собой забирать - посеешь в пьяном виде после рейса. Возможно, что такая же ситуация у машинистов на железной дороге, я не раз видел как локомотивные бригады покупают много музыки, фильмов, сигарет и доширака. Это мы тут, господа, уютно собрались, обсуждаем нюансы полиграфии, покупаем раритеты на аукционах. Я сам за год собрал коллекцию из более чем тысячи дисков русского рока, более трёхсот исполнителей, больше ста лейблов - собрал в дань уважения и just for fun, 95% коллеции находится в состоянии "mint, заводская запечатка". Потому что всё скачано, причём с обложками, и прослушано ещё до покупки. И у большинства из нас, думаю, похожая ситуация, хотя бы с частью коллекции. Такие коллекции должны быть обязательно и надо популяризировать их появление, но: они являются предметами коллекционирования, предметами искусства, культурным и историческим наследием, в конце концов неким постоянно дорожающим активом. Но не они формируют основной рынок сбыта музыкальных CD в нашей стране, производство окупается на всеядных дальнобоях и любителях шансона в тачке (а власть на них вообще держится).
|