«…не читал, но осуждаю.» (с)
Не «осуждаю», а обсуждаю, конечно же. Возможно, при ознакомлении непосредственно с текстами глав книги «Фирма. 100 пластинок «Мелодии» станет более понятно, почему именно эти сто пластинок были выбраны авторами. Пока же, приходится отталкиваться только от оглавления.
При беглом просмотре и мне показалось, что процентов 70-80 посвящено классической музыке (что, в общем, и не удивило). Но после более тщательного анализа оказалось, что это не так. И если быть совсем точным, то классики там ровно половина, то есть, 50 пластинок. Ещё 10 позиций отведено «детским» записям. Остальные 40 распределены почти поровну между джазом, электроникой, поп- и рок-музыкой. Некоторые записи решены в пограничных жанрах, потому их определение занятие субъективное и не принципиальное. Обнаруженные жанровые квоты привели ещё к одному наблюдению. Как бы подчёркивая «всесоюзность» фирмы, в списке нашлось место (одно-два) представителям почти каждой бывшей республике. Не обнаружил Молдовы (возможно, представлена в «классической» половине, которую не анализировал). И с той же оговоркой, за культуру всей Средней Азии отдувается один туркменский «Гунеш». Такой подход вполне нормален, если только он не в ущерб общей концепции, определить которую до прочтения книги затруднительно.
По «детскому» разделу особых замечаний нет: «Бременские музыканты» с «Алисой в стране чудес» есть – и ладно, в остальном поверю составителям на слово. А вот дальше – интереснее. Первое, что бросилось в глаза – обилие электронной музыки. Она представлена в списке восьмью пластинками, это не считая альбома «Зодиака», который не совсем оттуда. По большому счёту, все альбомы прогрессивные, как для истории жанра, так и для продукции самой «Мелодии». Но если не знать историю изданий фирмы, можно предположить, что это было одно из приоритетных направлений в политике издательства. На самом деле, пластинок с электронной музыкой можно насчитать десятка три, не больше (даже включая все альбомы «Зодиака»). То есть, практически каждая третья выпущенная электронная пластинка попала сейчас в юбилейный «топ-100», которым гордится фирма. На фоне бэк-каталога «Мелодии», составляющего больше 40 тысяч наименований, это достижение вызывает вопрос: а выпуском чего же тогда занималась фирма в основное время деятельности? Возможно, что ответ и находятся в содержании книги, почитаем позже.
С джазовым блоком почти всё понятно. Фестивальный сборник «Джаз-65» - как бы начало джазовой оттепели. «Музыка для отдыха» А.Мажукова – потому, что экспорт easy listening. «Лабиринт» ансамбля Мелодия – первый настоящий джаз-рок, ещё и сыгранный штатным коллективом фирмы (кроме материала – сама запись просто фантастическая!). Дебют «Арсенала» - наверное, потому, что первая пластинка (следующая мне видится сильнее и интереснее). «Con Anima» Ганелина-Тарасова-Чекасина – тоже первая у трио. «Полинезия» Курёхина - и первая, и последняя (и то, и другое – относительно «Мелодии», конечно же)…
В обозреваемом списке многие музыканты представлены именно своими первыми лонгплеями. В большинстве случаев – они действительно лучшие. Но есть и спорные моменты. Например, «Песняры». Возможно, поэма «Гусляр» сложнее и необычнее, но всё же странно наблюдать в списке избранных её, а не дебютную пластинку. Ансамбль «Весёлые ребята» вообще остался за бортом. Наряду с «Песнярами» они обладатели «Золотого диска», учреждённого когда-то «Мелодией». И если уж в книге собраны пластинки «исторического значения» (цитата из анонса), то первый альбом ВР «Любовь – огромная страна» как бы подходит под это определение, он многими считается знаковым. Мне трудно судить, я не совпал с ним по времени. А когда чуть позже начал слушать и коллекционировать музыку, то все эти ВИА уже казались неразличимыми между собой и оставляли совершенно равнодушным к подобному творчеству. Кроме «Песняров» из так называемых ВИА представлены ещё «Поющие гитары» (они были первыми), «Ариэль» и «Орэра» (наличие которых тоже объяснимо). Но вот «Арника», представляющая Украину, это ещё одна загадка. Спасибо, конечно, за внимание. Но надеюсь, кроме этого, в книге найдётся и логическое объяснение именно такого выбора. Неужели, «Арника» это и есть та раритетная экзотика, которая интригует в книжном анонсе? Или под этим подразумевается Кола Бельды? Его пластинка одна из немногих, которую я не слушал, но слышал и знаю, что записана она в сопровождении рок-группы.
Рок-музыка в предлагаемом списке она как бы есть, и как бы нет. Такая картина довольно точно отображает реальность отношений с жанром в историческом прошлом фирмы. Если отсеять все сплавы с джазом, электроникой, фолком и эстрадой, а также оставить за скобками пластинку П.Маккартни, то рок в чистом виде – это три пластинки, на которых фирма «Мелодия» больше выступает в роли статиста и поспешно догоняет поезд. Возможно, именно об этом и идёт речь в текстах книги, типа «а потом пришла пора сотрудничества с независимыми организациями и студиями - АнТроп (Аквариум), Московской рок-лабораторией (А.Башлачёв), МДМ (Альянс/НРГ)». В противном случае на месте этих трёх пластинок могли оказаться и Pink Floyd, и Deep Purple, и Dire Straits. С той лишь разницей, что за их издание фирма расплачивалась валютой, а с соотечественниками – рублями или добрым словом.
Самая нелепая позиция – венчающий сотню сплит Альянс/НРГ. Обрывки двух альбомов чужой студии, скромно изданные с привычным опозданием, без особого ажиотажа тогда, без особой раритетности теперь… В чём «историчность» релиза – для меня самая большая загадка книги «Фирма. 100 пластинок «Мелодии».
Не скрою, что постоянно возникало искушение поведать миру, какие пластинки надо добавить, какие наоборот. И с этим процессом я по возможности боролся. Но от двух замечаний всё же не удержусь. Первое: обидно, что в списке отсутствуют записи Б.Окуджавы, как минимум – пластинку 1979 года «Мелодия» может занести себе в актив. Второе: недоумение отсутствием рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось». Всегда считал, что это, как бы само собой разумеющееся, как «Бременские музыканты», «По волне моей памяти», «Зеркало души» или «Диско альянс». Видимо, ошибался.
Неизбежны ассоциации с другой книгой – «100 магнитоальбомов советского рока» А.Кушнира. Не могу сказать, что я там соглашаюсь со всем списком. Процентов 20 содержания я бы изменил. И это нормально. Каждый бы перекроил книгу по своему усмотрению. Потому и бессмысленно там что-то менять. Не это главное. Главное, как книга написана. А написана она была так, что после каждой главы об известном и тем более о неизвестном альбоме – возникало непреодолимое желание его прослушать. Это к тому, что если на таком уровне качество текстов и в книге «Мелодии», тогда никакие претензии к оглавлению уже не надо принимать в расчёт.
|