Не совсем про российский винил, но про новодел.
Полный текст (пруфлинк, так сказать) -
http://www.muzprosvet.ru/morr-music.htmlЦитата:
Cut - это нарезка первого экземпляра на виниле и изготовление матрицы, при помощи которой будет печататься тираж. Здесь масса проблем, скажем, такая - грампластинка имеет разную чувствительность к басам и высоким частотам в зависимости от расстояния до края диска. Ударные треки, в которых много баса и звона, лучше размещать ближе к краю. В принципе, в каждом треке надо изменять пропорцию высоких, низких и средних частот. Если трек длинный - минут пять-семь - то его начало будет звучать заметно иначе, чем конец, то есть при мастеринге длинных треков ручки эквалайзера надо плавно двигать по ходу всего трека.
Связано это с тем, что бороздки становятся плотнее ближе к центру. Когда бороздки сдвигаются ближе друг к другу, они уже не могут быть такими глубокими. Оттого что бороздки мельчают, записанный звук становится тише. Вообще, глубина бороздки связана с басом. Поэтому, кстати, (сказал мне Йорг Фоллерт = Wechsel Garland) драм-н-бэйсс пластинки - всегда макси. Если вырезать больше семи минут на одной стороне, то о басе в районе седьмой минуты можно забыть. Ещё одного следствие такого положения дел: удлинение альбома приводит к тому, что запись в целом становится тише. Альбом должен звучать на одинаковой громкости, то есть на громкости самых тихих треков - тех, которые расположены ближе к центру грампластинки. Существуют классические примеры длинных альбомов, скажем, группы Public Enemy, которые на грампластинке звучат тихо и невыразительно. Ведь звук на виниловой грампластинке не просто становится тише, он утрачивает динамику, мощь, способность давить. Отсюда и классическая длина альбома - сорок минут, 20 плюс 20. Если музыкант рассчитывает на экстра-бас, то длиннее 16 минут одна сторона быть не должна.
Проверить, что получилось при мастеринге, можно только так: нарезать пробную пластинку и послушать.
Manufacturing - это печать тиража. Все берлинские независимые лейблы (и Morr Musik, и Tochnit Alef) печатают тиражи грампластинок на одном и том же французском заводе, во Франции получается дешевле. Есть правда одно «но». Печатают виниловые грампластинки два старых француза, которым ничего невозможно объяснить - они всю жизнь печатают грампластинки. Так вот, в середине рабочего дня, когда в комнатухе, где стоит пресс, становится жарко, рабочие открывают форточку, чтобы проветрить. Если в этот момент печатается часть твоего тиража, то из-за сквозняка грампластинки будут остывать неравномерно, иными словами, пойдут волной. Иголка будет прыгать. Брак.
Конечно, могут наклеить чужую наклейку, вообще ничего не наклеить, выдавить две стороны грампластинки не имеющими друг к другу отношения матрицами... но это всё исключения. А ежедневное проветривание - правило.